Нет однозначного мнения о том, какие методы рефлексивного анализа урока наиболее эффективны для профессионального развития учителя. Несколько вариантов:
- Самоанализ. 1 Преподаватель проводит подробное и объективное изучение своего урока, задавая себе вопросы о его целях, содержании, методиках преподавания и эффективности использованных приёмов. 1
- Коллегиальный разбор. 1 Группа педагогов проводит общий аудит одного из уроков каждого из них. 1 Коллеги обмениваются опытом, делятся своими мыслями и наблюдениями о техниках преподавания друг друга. 1
- Видеозапись занятия. 1 Это позволяет учителю более объективно оценить свою работу, отслеживать непосредственную реакцию учеников на его методики и формы взаимодействия. 1
- Метод SWOT-анализа. 1 Он помогает выявить сильные стороны труда педагога, слабые стороны, возможности для развития и угрозы или преграды на пути к успеху. 1
- Ведение рефлексивного дневника. 5 Просто записывать в дневник события и действия недостаточно. 5 Должна производиться оценка каждого действия, анализ событий, так как именно рефлексия даёт пищу для последующей деятельности. 5
- Использование экспертного листа. 2 Он позволяет увидеть занятие комплексно во всех его достоинствах и со всеми имеющимися дефицитами. 2
Также для анализа и самоанализа занятия полезным инструментом может стать навигатор занятия, который позволяет удерживать в фокусе внимания организационный и уровневый аспекты. 2