Несколько методов рефлексии, которые могут быть эффективны для развития самоанализа у учеников:
- «Облако „тегов“». 2 Это набор незаконченных предложений, которые необходимо дополнить. 2 Например, на интерактивной доске можно вывести слайд с вариантами: «Сегодня я узнал…», «Было трудно…», «Я научился…», «Я смог…», «Меня удивило…» и т. д.. 1 Каждый ученик выбирает по 1–2 предложения и заканчивает их. 2
- «Три М». 2 Ученик должен назвать три момента, которые у него получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит его работу на следующем уроке. 2
- «Плюс — минус — интересно». 2 Ученики заполняют таблицу, включающую три графы. 2 В графу «П» (плюс) дети записывают всё, что понравилось на уроке, вызвало положительные эмоции. 2 В графу «М» (минус) — всё, что не понравилось на уроке, информацию и формы работы, которые показались скучными, остались непонятными. 2 В графу «И» (интересно) школьники выписывают все увлекательные факты, с которыми они познакомились в течение урока и что ещё хотели узнать по теме урока, фиксируют вопросы, которые предполагают задать учителю. 2
- «Шесть шляп». 2 Метод позволяет проработать все объекты рефлексии (настроение и эмоциональное состояние, деятельность, содержание учебного материала). 2 Суть в том, что «владелец» шляпы конкретного цвета высказывает своё мнение об уроке и своей деятельности на нём в логике, определённой цветом шляпы. 2
- Ведение дневника. 34 Дневник ведётся в течение длительного промежутка времени и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени. 4
- Письменное интервью. 34 Вариант групповой письменной рефлексии в форме вопросов и ответов участников группы. 3
Выбор метода зависит от возраста учеников и целей обучения.