Некоторые методы развития саморефлексии в современном образовании:
- Анализ своих уроков и занятий. 1 Можно просматривать видеозаписи, чтобы наблюдать за работой со стороны и обнаруживать аспекты, которые не всегда заметны в процессе преподавания. 1
- Ведение журналов рефлексии и блокнотов. 1 В них можно записывать мысли, наблюдения и впечатления от проведённых уроков и занятий. 1
- Регулярные самооценки. 1 Позволяют оценивать профессиональный рост и достижения, а также выявлять области, требующие дальнейшего улучшения. 1
- Анализ случаев из педагогической практики. 1 Можно рассматривать конкретные ситуации, с которыми столкнулись в процессе обучения, и анализировать их с точки зрения своего поведения, принятых решений и результатов. 1
- Участие в обучающих курсах и тренингах. 1 Педагоги могут изучать методы и техники, обмениваться опытом с коллегами и получать обратную связь от опытных тренеров. 1
- Использование рефлексивных вопросов. 2 Они помогают обучающимся в рефлексии собственной деятельности. 2
- Применение рефлексивной карты. 3 По итогам изучения дисциплины можно составлять такую карту в виде таблицы, где студенты анализируют виды образовательной деятельности, знания, умения и навыки, которыми они овладели. 3
- Использование рефлексивного приёма «Благодарность». 3 Можно применять при выполнении видов деятельности, предполагающих взаимодействие в парах или мини-группах. 3
- Использование рефлексивного приёма «Плюс / Минус / Интересно». 3 В качестве домашнего задания можно предлагать обучающимся заполнить таблицу, где в графу «Плюс» записывается всё, что понравилось на занятии. 3
Выбор метода развития саморефлексии зависит от конкретной цели проводимой рефлексии и должен учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, а также возрастные и психологические особенности учащихся. 45