Некоторые методы развития рефлексии, которые можно использовать в обучении:
- «Карта настроения». www.maam.ru В конце занятия ученики заполняют карточки эмоционального состояния, в которых отмечают своё самочувствие, указывают отношение к уроку, вписывают то, что понравилось или не понравилось на занятии. www.maam.ru
- «Дело в шляпе». www.maam.ru Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающим у доски и обосновывает её. www.maam.ru
- «Плюс — минус — интересно». www.maam.ru Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают своё мнение по желанию, можно разделиться по рядам на «+», «–», «?» или индивидуально письменно. www.maam.ru
- «Синквейн». www.maam.ru Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. www.maam.ru
- «Корзина идей». www.maam.ru Учащиеся записывают на листочках своё мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину, затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. www.maam.ru
- «Письменное интервью». www.maam.ru Вариант групповой письменной рефлексии в форме вопросов и ответов участников группы. www.maam.ru
- «Кластеры». www.maam.ru Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление. www.maam.ru
- «Мозговой штурм». 13school.ru Выбор действий для достижения цели задания, обсуждение результатов и достижений в совместной работе, выделение причин неудач в работе и способов их преодоления. 13school.ru
- «Круглый стол». 13school.ru Совместное обсуждение всей работы группы, выводы и предложения. 13school.ru
- «Творческий отчёт». 13school.ru Рефлексия проводится в необычной форме (в форме игры, выставки, рисунков). 13school.ru
При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся. 13school.ru