В классической риторике существовали следующие методы развития речи, которые входили в античный риторический канон: 5
- Изобретение (инвенция). 25 Предполагало работу над мыслью речи, отбор содержания будущего выступления. 2 Оратор задавался вопросом: «Что сказать?». 2
- Расположение (диспозиция). 25 Работа над композицией речи, уточнение соположения частей. 2 Оратор думал над ответом на вопрос: «Где сказать?». 2
- Выражение (элокуция). 25 Создание текста речи, когда оратор отбирал и организовывал языковые и речевые средства таким образом, чтобы добиться максимального воздействия на аудиторию. 2 Оратор отвечал на вопрос: «Как сказать?». 2
- Запоминание (мемория). 25 Технический этап подготовки, когда оратор размышлял над тем, как донести созданный текст до слушателя: заучивал наизусть или составлял заметки, конспекты и т. п.. 2
- Произнесение (акция). 2 Непосредственно общение оратора с аудиторией. 2
Также в классической риторике использовались приёмы привлечения внимания, например, обращение к событию, месту и времени, конфликту между мнениями, неизвестному аудитории факту, личному опыту, жизненным интересам слушателей. 1