Некоторые методы развития произвольности у детей, которые используются в дошкольных учреждениях:
- Организация самостоятельной осмысленной деятельности ребёнка. 2 Развитию произвольного поведения способствуют подвижные и дидактические игры, чтение детской и художественной литературы, физическая активность, труд. 2
- Подвижные игры с правилами. 12 Овладение правилами игры помогает детям контролировать свои желания и регулировать поведение. 4
- Трудовая и бытовая деятельность. 2 В процессе этих видов деятельности ребёнок учится осознавать цель, планировать свои действия, запоминать их последовательность, преодолевать трудности. 2
- Изобразительная деятельность. 3 В процессе рисования дети стараются выполнять правила, чтобы получить положительный продукт деятельности, учатся выполнять задание по заданным образцам, вырабатывается усидчивость и концентрация внимания. 3
- Беседы. 1 В таких беседах взрослый помогает ребёнку осознать себя, выводит его за пределы конкретной ситуации. 1
- Упражнения, направленные на развитие саморегуляции детей. 4 К ним относятся упражнения на расслабление мышц, упражнения на дыхание, различные медитативные упражнения, аутогенная тренировка. 4