В современной методике преподавания русского языка используются разные методы проверки безударных гласных, среди них:
- Наблюдение над словами, где гласные под ударением, и сопоставление их с теми словами, где эти же гласные становятся безударными. 2 Например: «волна — в-лны, стрелы — стр-ла». 2
- Обнаружение слов, которые подлежат проверке по определённому правилу. 2 Ученики учатся быстро находить такие слова в тексте, который читают, воспринимают на слух или употребляют в самостоятельно составленном тексте — в сочинении и изложении. 2
- Подбор проверочных слов. 2 Например: «н-жи — нож, р-ка — речка». 2
- Упражнения на слуховое восприятие. 1 Ученики должны услышать корни, записать их и сверить с написанным образцом на доске. 1
- Устные диктанты. 4 Ученики работают с цифровыми и орфографическими карточками. 4 Учитель читает предложение, а ученики карточкой с цифрами показывают количество слов с безударными гласными, которые содержатся в этом предложении. 4
- Орфографический разбор. 3 Помогает выработке практических навыков письма, способствует развитию мышления учащихся и сознательному усвоению данной орфограммы. 3
- Комментированное письмо. 3 Орфограмма объясняется в процессе письма: дети пишут слова или предложения и одновременно объясняют, почему следует так писать, а не иначе. 3
- Использование элементов этимологического анализа слова. 3 В русском языке встречается достаточно большое количество слов, значение, состав и орфография которых могут быть выяснены только с помощью этимологического анализа. 3