Некоторые методы, которые применяются при обучении правильному склонению числительных в школьной программе:
- Наблюдение над языковыми фактами и сбор эмпирического материала. 1 Например, при чтении задач или примеров в учебнике по математике учитель обращает внимание детей на то, что числа могут быть записаны не только с помощью цифр, но и словами. 1
- Решение проблемной задачи «Найди беглеца». 1 На доске записываются однокоренные слова, например: тройка, тройной, утроить, три, третий, троица, тройник, трое. 1 Далее ученикам предлагается вернуть «беглецов» своей части речи. 1
- Чтение с карточек текстов с числительными, записанными цифрами. 1 Суть задания заключается в правильном склонении указанных числительных. 1 Такое упражнение может быть проведено в виде командной игры, в которой выигрывает команда, допустившая меньше всего ошибок. 1
- Постановка заданного числительного в указанную форму. 1 Также может проводиться в форме командной игры или групповой работы соревновательного характера. 1
- Поиск пословиц и фразеологизмов, содержащих в своём составе числительные, их анализ с точки зрения значения, а также морфологических признаков и синтаксической роли в них числительных. 1
- Подготовка сообщений или мини-проектов об истории возникновения числительных или старых русских названиях чисел. 1
- Исправление ошибок в употреблении числительных, самопроверка и взаимопроверка проделанной работы. 1
- Работа с магнитофоном. 2 Ученик самостоятельно записывает свою речь, а потом прослушивает записанное сам или вместе с соседом и контролирует произношение. 2