Для выявления пропорций различных групп в школьных классах применяют, например, социометрический метод. 23
Суть метода: участникам исследования предлагают выбрать товарищей, к которым они испытывают наибольшие (наименьшие) симпатии, хотели бы вместе жить и работать. 3 Количество производимых выборов может быть ограниченным (например, тремя или пятью) или неограниченным. 3
Результаты: с помощью социометрии можно определить пары антагонистов, явных и скрытых лидеров и аутсайдеров в классе, выявить подгруппы и их лидеров, а также понять причины, формирующие эти подгруппы. 3
Кроме того, для изучения классного коллектива могут использоваться наблюдение, изучение личных дел учащихся, анализ их работ, беседы с классным руководителем, учителями-предметниками, родителями, самими учащимися, анкетирование и эксперимент. 5