Некоторые методы, которые применяются в начальной школе для улучшения навыков разбора предложений:
- Распространение предложения. 1 Например, в предложении «Цветёт черёмуха» выделяют подлежащее и сказуемое (основу предложения) и ставят вопросы: какое слово нужно включить в предложение, чтобы сказать о том, когда цветёт черёмуха. 1
- Деление сплошного текста на предложения. 13 Чтобы работа была осознанной, в каждом предложении выделяют главные члены и словосочетания. 13
- Анализ предложения и составление его схемы. 13 При анализе предложения выделяют основу предложения, затем второстепенный член, поясняющий подлежащее, и так постепенно устанавливают словосочетания. 1
- Составление предложений по схеме или по вопросам. 13 Например: «Где? Что делают? Кто?». 13
- Составление рассказа с последующим анализом предложений определённой структуры. 13 Выделяют предложения, которые начинаются с подлежащего, со сказуемого, с второстепенного члена, и выясняют, почему такой порядок слов в предложении целесообразно использовать. 13
- Работа с деформированным предложением. 2 Школьники приходят к выводу, что слова в предложении должны быть расположены в определённом порядке и употреблены в соответствующей форме. 2
- Графический диктант. 5 Ученики, слушая текст, графически обозначают количество предложений, их целевую и интонационную характеристику. 5
- Редактирование. 5 Упражнения на редактирование помогают отработать умение устанавливать границы предложений и правильно обозначать их на письме. 5