Для обучения грамотному написанию отрицательных конструкций в русском языке применяют различные методы, среди них:
- Выполнение практических упражнений. 1 Задания направлены на распознавание, анализ и составление отрицательных предложений. 1 Например, ученики могут определять средства отрицания, находить ошибки в построении конструкций, строить отрицательные предложения, распознавать двойное отрицание. 1
- Использование электронных учебников. 2 С их помощью можно, например, создать таблицу с отрицательными частицами, провести орфографический диктант с последующей самопроверкой, выполнить контрольный тест. 2
- Работа с текстом. 3 Ученики учатся находить различные формы отрицательных местоимений в тексте, определять их роль в тексте, правильно писать отрицательные местоимения с предлогами и без. 3
- Индивидуальная и групповая работа. 4 На занятиях могут использоваться упражнения, которые предполагают переход от монолога к диалогу и затем — к дискуссиям в связи с заданной ситуацией. 4
- Использование лингвистических экспериментов. 3 Например, можно сравнить два предложения и ответить на вопросы: в каком из них наличие чего-либо утверждается, а в каком отрицается. 3
- Работа с таблицами. 23 Ученики могут работать с таблицей «Отрицательные частицы НЕ и НИ» и таблицей «Правописание частиц НЕ и НИ». 2