Некоторые методы педагогической психологии, которые применяются для исследования процессов обучения и развития:
- Анализ продуктов деятельности обучающихся. 14 По содержанию и стилю исполнения письменных работ, сочинений, музыки, рисунков, изделий можно судить об уровне сенсомоторного, интеллектуального и личностного развития автора. 4
- Опрос в формах беседы и анкетирования. 4 Беседа — устный свободный опрос, основные вопросы для которого исследователь готовит заранее. 4 Анкетирование проводится в письменной форме, все входящие в текст анкеты вопросы готовятся заранее. 4
- Наблюдение. 4 Используется, как правило, для изучения стиля деятельности учащихся и педагогов. 4 При сборе информации методом наблюдения важно соблюдать два главных условия: испытуемый не должен знать, что за ним наблюдают, а наблюдатель не имеет права вмешиваться в деятельность испытуемого. 4
- Эксперимент. 4 Выделяют два основных вида психологического эксперимента: лабораторный и естественный. 4 Лабораторный эксперимент проводится в искусственной ситуации — в специально оборудованном помещении, с помощью приборов и других приспособлений. 4 В педагогической психологии чаще используется естественный эксперимент, проводящийся в повседневных условиях жизни и деятельности испытуемых. 4
- Тестирование. 4 Тест представляет собой организованную систему стимулов, на которые испытуемый должен определённым образом отреагировать. 4
- Социометрия. 4 Эмпирический метод изучения внутригрупповых связей. 4 Используется в педагогической практике для формирования и перегруппирования учебных коллективов, определения внутригруппового взаимодействия. 4