Нет однозначного мнения о том, какие методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения наиболее эффективны в современных условиях. Однако вот некоторые из них, которые могут быть эффективны:
- Упражнения. 14 Многократное выполнение требуемых действий, доведение их до автоматизма. 1 В результате упражнений вырабатываются устойчивые качества личности, навыки и привычки. 1
- Приучение. 24 Организация регулярного выполнения детьми действий с целью их превращения в привычные формы поведения. 4 Актуально применять на ранних возрастных этапах развития личности. 2
- Поручение. 24 Используется для формирования навыков выполнения положительных действий и поступков в обществе. 2 Поручение должно отвечать возможностям воспитанников, чтобы не развить их неуверенность в себя. 2
- Педагогическое требование. 24 Методика воспитания, ориентированная на выражение норм поведения в личных отношениях. 2 Прямые требования носят определённую направленность, являются точными и доступными для понимания, косвенные основаны на психологических факторах (переживаниях, стремлениях, интересах). 2
- Создание воспитывающих ситуаций. 13 Это упражнения в условиях ситуации свободного выбора. 3 В поисках выхода из созданной учителем ситуации школьник пересматривает, переосмысливает и перестраивает своё поведение. 3
Все методы воспитания должны применяться в совокупности, в умелом сочетании друг с другом. 4