Некоторые методы оценки адаптации детей к школе:
- Наблюдение. 3 Чаще всего используется выборочное наблюдение, при котором фиксируются только те особенности поведения ребёнка, которые выделяют его из общей массы первоклассников. 3 Наблюдение включает анализ успеваемости, просмотр тетрадей, прослушивание устных ответов, анализ сложившихся межличностных отношений. 3
- Тесты на изучение уровня умственного развития. 3 Например, методика Т. А. Нежновой «Беседы о школе», «Определение мотивов учения», «Составление рассказа по картинке». 3
- Рисуночная методика. 13 Детей просят сделать рисунок на тему «Что мне нравится в школе». 1 Цель — выявление предпочтения учебного или игрового мотивов в школьной жизни. 1
- Методика оценки тревожности. 4 Например, методика Р. С. Кондаша, в которой школьникам предлагают оценить своё отношение к разным ситуациям в баллах. 4
- Социометрия. 4 Используется для оценки социального статуса учеников в классе. 4
- Методика Н. Г. Лускановой для оценки учебной мотивации. 4 Ученикам задают вопросы о школе по списку и по три варианта ответа к каждому вопросу. 4
Для проведения полноценной диагностики уровня адаптации ребёнка не нужно использовать весь спектр имеющихся методик. 3 Достаточно выбрать 4–6 различных методов и тестов, которые больше подойдут к условиям класса и стилю профессиональной деятельности психолога. 3