Некоторые методы обучения, которые Константин Ушинский предлагал для развития критического мышления у детей:
- Беседа. 4 Ушинский считал, что в процессе беседы учитель может на основе имеющихся у учеников представлений об изучаемых предметах подводить их к самостоятельным выводам и таким путём активизировать мышление. 4
- Логические методы и приёмы обучения. 4 К ним относились аналитико-синтетический метод, метод систематизации и обобщения знаний, сравнение. 4 Наибольшее значение среди всех мыслительных операций Ушинский придавал сравнению как «основе всякого понимания и всякого мышления». 4
- Задания, требующие размышлений и суждений учащихся. 2 К стихотворениям и рассказам Ушинский подбирал вопросы, загадки, пословицы, которые должны были закрепить знания учащихся и развить их интеллектуальные качества. 2
- Задания с неоконченными фразами. 2 Ученик должен был закончить фразу или ответить на вопрос, предварительно проведя рассуждения. 2 Такие упражнения, по мнению Ушинского, должны были способствовать умению «комбинировать, перестанавливать, связывать с другими прежде усвоенные понятия». 2
- Использование наглядных средств обучения. 4 Так как ребёнок мыслит формами, красками, звуками, то основными средствами для наглядного обучения, по мнению Ушинского, должны быть предметы в натуре, картины, модели, изображающие реальные предметы и явления. 4