Для детей с ограниченными возможностями при освоении социально-бытовых навыков эффективны следующие методы обучения:
- Моделирование реальных ситуаций. 14 Воссоздание бытовых ситуаций, с которыми сталкиваются люди в реальной жизни. 1 Сюжеты ситуаций берутся из реальной жизни, но обязательно в соответствии с уровнем знаний, опыта детей и их возможностями. 1
- Сюжетно-ролевые игры. 3 В играх совершенствуются предметно-практические действия, формируются компенсаторные способы познания окружающего мира. 3 В ходе игр в доступной и занимательной форме усваиваются нормы общепринятого поведения, формируются навыки взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми. 3
- Дидактические игры и просмотр презентаций. 4 Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают действиями, учатся культуре общения друг с другом. 4 Это способствует активации познавательной деятельности. 4
- Метод обучающей среды. 5 Для формирования навыков самообслуживания и социализации у ребёнка должна быть хорошо развита мелкая моторика, сформирован двигательный стереотип. 5 Поэтому необходимо окружить ребёнка предметами быта и их копиями — игрушками, использовать игры, направленные на косвенные приёмы обучения навыку. 5
- Метод словесного сопровождения (вербализации). 5 Сообщение должно быть кратким, чётким, последовательным, подкреплённым определёнными действиями. 5 Указание произносится медленно, используется ясная речь, конкретные примеры. 5
При обучении важно учитывать индивидуальные потребности каждого ребёнка: один нуждается в дополнительном показе, другой — в физической помощи, третий — в подсказке, напоминании, наводящих вопросах, четвёртый — в поддержке. 1