До введения буквослагательного метода на Руси использовались следующие методы обучения грамоте:
- Общинно-семейное обучение. 3 В рамках него дети 7–14 лет совместно со взрослым читали письменные тексты, вырезанные, например, на кусках дерева. 3 Это помогало ребёнку быстрее и легче запоминать буквы и осваивать деятельность чтения. 3
- Обучение чтению «по складам» (слогам). 34 После изучения азбуки дети переходили к чтению двоеписьменных складов — открытых слогов с одной буквой согласного звука. 34
- Чтение «по верхам». 34 На этом этапе ученики читали слова, предложения и тексты. 34
Обучение чтению в древнерусской школе проводилось отдельно от обучения письму: сначала учащиеся осваивали чтение, а затем письмо и правила правописания. 34