Некоторые методы наблюдения, которые эффективны для оценки поведения учеников в школе:
- Наблюдение за свободной игрой. 3 В процессе игры дети естественно выражают свои эмоции, строят взаимодействия с другими и проявляют коммуникативные способности. 3 Педагог может наблюдать за тем, как дети играют вместе, кто проявляет инициативу, как решаются конфликты и каковы роли детей в группе. 3
- Анализ взаимодействий в групповых проектах. 3 Такие ситуации позволяют увидеть, как дети сотрудничают, делятся своими идеями и помогают друг другу. 3
- Наблюдение за поведением в конфликтных ситуациях. 3 Это помогает педагогу понять, насколько развиты у детей навыки разрешения проблем, эмпатия и способность к компромиссам. 3
- Наблюдение за эмоциональными реакциями детей. 3 Это помогает понять, насколько дети эмоционально стабильны, как они выражают свои чувства и как реагируют на чужие эмоции. 3
- Ситуация новичка. 1 Наблюдение проводится в то время, когда в класс приходит новенький ученик. 1 Задача педагога понаблюдать за тем, как дети ведут себя с новым ребёнком, как его встречают, какие при этом личностные качества они проявляют. 1
- Ситуация соотнесения. 1 Наблюдение проводится во время конкурсов, соревнований, викторин и иных ситуаций, когда учащимся приходится сравнивать себя с другими учащимися, либо сравнивать свой класс с другим. 1
- Ситуация столкновения мнений. 1 Наблюдение проводится во время организованных бесед, дискуссий, споров и т. д., либо это могут быть стихийно возникшие ситуации, при которых дети отстаивают свою точку зрения или мнение. 1
Для получения объективных результатов организованное педагогом наблюдение должно быть целенаправленным, систематичным, планомерным и фиксирующим результаты на основе чётких индикаторов. 4