Некоторые методы наблюдений, эффективные для разных возрастных групп:
- Для младших дошкольников. 2 В начале наблюдения основной задачей воспитателя является привлечение внимания детей к объекту. 3 Можно использовать сюрпризные игровые приёмы: например, неожиданно принести животное в группу или заинтересовать малышей с помощью персонажей кукольного театра, забавных игрушек. 3 Затем организуется рассматривание объекта. 3 Обследование объектов помогает выделить их сенсорные признаки. 3 Например, чтобы малыши знали, какая у котёнка шерстка, им предлагают осторожно её погладить и определить, пушистая или гладкая она. 3 В конце наблюдения, чтобы усилить эмоциональное впечатление детей от общения с животными или растениями, целесообразно спеть им песенку, прочитать стихотворение, связанные с темой наблюдения, или поиграть в такую игру, где действует соответствующий персонаж. 3
- Для средней группы. 3 Воспитанники средней группы уже обладают некоторым запасом конкретных представлений о природе. 1 Рассматривая окружающие предметы, они способны воспринимать их в деталях. 1 Во время наблюдения дети вслушиваются в вопросы воспитателя и, следуя заданному им плану, рассматривают объект. 1 В итоге наблюдения при целенаправленном руководстве каждый из них может составить целостный образ наблюдаемого объекта и дать его словесное описание. 1
- Для старшей группы. 24 В этом возрасте дети способны не только принимать познавательную задачу, поставленную взрослым, но и самостоятельно ставить её во время разнообразной деятельности: игровой, трудовой, изобразительной. 14 Наблюдение становится всё более планомерным. 1 Дети могут сами наметить несложный план наблюдения и действовать в соответствии с ним. 1
- Для подготовительной к школе группы. 3 Основная тенденция познавательной деятельности детей седьмого года жизни — стремление к обобщению. 3 Это объясняется тем, что способность ребят видеть существенные признаки в предметах и явлениях природы возросла. 3 Наблюдение становится более самостоятельным. 3 Задачей воспитателя является формирование в процессе наблюдений обобщённых элементарных понятий, подведение детей к пониманию всё более сложных закономерностей, существующих в природе, воспитание самостоятельности в уходе за живыми существами. 3
Выбор метода зависит от возраста детей и целей наблюдения.