Некоторые методы, которые можно использовать для выявления детской инициативы в школе:
- Наблюдение. 13 Можно использовать карту проявлений инициативности, например, разработанную А. М. Щетининой. 1 Она заполняется на основе многократных наблюдений за особенностями поведения ребёнка в различных ситуациях. 1
- Ситуативные разговоры, игровая, исследовательская и художественно-творческая деятельность. 1 Можно анализировать высказывания детей, их вопросы, рассуждения, игровые предпочтения, эмоционально-речевые проявления, продукты деятельности. 1
- Упражнение «Продолжи фразу». 1 Например, можно предлагать детям продолжить фразы: «Мне нравится делать…», «Я люблю играть в…», «Мои любимые игрушки — это…» и другие. 1
- Метод трёх вопросов. 1 В процессе планирования деятельности по теме проекта нужно задать вопросы: «Что я знаю об этом?», «Что хотел бы узнать?», «Как это можно узнать?». 1 Анализ ответов на эти вопросы позволяет получить представление об интересах детей и использовать полученную информацию для поддержки детской инициативы. 1
- Психолого-педагогический эксперимент. 3 Можно предлагать детям нестандартную учебно-познавательную ситуацию, в которой они смогут самостоятельно выбрать более значимую и интересующую их деятельность. 3
- Работа над проектами, предполагающими командное участие. 2 Можно организовывать «проектные офисы», в рамках которых проходит обсуждение замыслов и результатов реализации детских инициатив. 2