В основном периоде лагерной смены для укрепления детского коллектива можно использовать следующие методы:
- Индивидуальные и коллективные беседы. 1 Важно учитывать психоэмоциональное состояние ребёнка и педагога, время и место проведения беседы. 1
- Формирование навыков самоуправления и самодеятельности. 1 Основой для этого может служить разработка и принятие договора, который регулирует жизнь в детском оздоровительном центре. 1
- Конкурсы и соревнования. 3 В основном командного характера. 3 Содержание деятельности и её организация должны нести элемент новизны и неожиданности. 3
- Поощрение. 1 Этот метод помогает одобрить правильные действия и поступки детей, поддержать и развить стремление так действовать всегда. 1
В заключительном периоде лагерной смены для укрепления детского коллектива можно использовать такие методы:
- Подведение итогов смены. 24 Можно проводить в форме свечки, когда каждый ребёнок сможет высказать свои впечатления по поводу отдыха в лагере. 2
- Оценка вклада каждого ребёнка. 2 Рекомендуется оценить вклад каждого ребёнка и наградить, по возможности, самых активных. 2
- Анализ прожитой совместной жизни. 1 Можно проводить, чтобы вспомнить и пережить предстоящую разлуку, оформить «Заборы гласности», завершить летопись отрядов, обменяться адресами. 1
- Организация дел, снимающих психологическое состояние временности пребывания, вызванное скорым отъездом. 4
- Диагностика и разработка индивидуальных программ саморазвития. 4