Некоторые методы, которые можно использовать для развития навыков чтения у учащихся:
- Лингвистический метод. 1 Обучение на часто используемых словах, которые читаются так же, как и пишутся. 1 Ученику показывают и произносят слово, а после того, как он выучит порядка 100 слов, дают текст, в котором эти слова часто встречаются. 1
- Фонетический подход. 14 Обучение произношению букв и звуков. 14 По мере накопления знаний ученик переходит к слогам, а затем к целым словам. 14
- Метод Зайцева. 1 Ученик учится складам как единицам строения языка. 1 Склады пишутся на разных гранях кубика, которые отличаются по размеру, цвету и т. д.. 1
- Метод Мура. 1 Обучение начинается со звуков и букв. 1 Ученик работает в специально оборудованной комнате, где стоит печатная машинка, издающая звуки и названия знаков препинания и цифр при нажатии на определённую клавишу. 1
- Метод Монтессори. 1 Ученик учится буквам алфавита, а также умению их узнавать, писать и произносить. 1 После того, как он научится объединять звуки в слова, ему предлагают соединять слова в предложения. 1
- Методика Соболевой О. Л.. 1 Метод построен на «двуполушарной» работе головного мозга. 1 Изучая буквы, ученик познаёт их через узнаваемые образы или персонажи, что особенно упрощает изучение и запоминание букв у детей с нарушениями речи. 1
Также для развития навыков чтения можно использовать следующие упражнения:
- Чтение строчек наоборот по буквам. 14 Слова читаются в обратном порядке, то есть справа-налево. 1
- Чтение через слово. 1 Нужно читать не все слова в предложении, а перескакивая через одно. 1
- Прочтение пунктирно написанных слов. 1 На карточках написаны слова, но в них пропущены несколько букв (вместо них нарисованы пунктирные линии). 1
- Чтение только второй половины слова. 1 Нужно читать только вторую часть слова, первая при этом опускается. 1
- Прочтение строчек с прикрытой верхней половиной. 1 На текст накладывается лист бумаги, чтобы верхняя часть строчки была прикрыта. 1
- Быстрое и многократное повторение. 1 Ученик должен как можно быстрее и несколько раз подряд повторять вслух строчку стихотворения или предложение. 1
- «Найди слова в тексте». 1 Ученику нужно как можно быстрее найти слова в тексте. 1 Сначала они демонстрируются на картинках, затем озвучиваются учителем. 1
- «Жужжащее чтение». 12 Текст читается всеми учениками вслух, но вполголоса. 1