Несколько методов, которые можно использовать для развития навыков определения темы и основной мысли текста:
Анализ заголовка. spravochnick.ru Нужно соотнести его с темой текста, а также с каждой микротемой, выявить образный (метафорический) смысл заголовка, определить соотношение заголовка и авторской позиции. spravochnick.ru
Поиск ключевых слов. spravochnick.ru Нужно подсчитать наиболее часто повторяющиеся слова в абзаце (фрагменте) и оценить их смысловую нагрузку. spravochnick.ru
Формулировка микротемы абзаца на основе анализа ключевых слов, выделение всех микротем текста. spravochnick.ru
Определение логико-смысловых связей между микротемами. spravochnick.ru Нужно понять, как соотносятся между собой части текста, есть ли между ними причинно-следственная связь. spravochnick.ru
Определение основной мысли текста на основе анализа темы и проблемы текста с помощью эвристической беседы, «мозгового штурма», метода ассоциаций, составления кластера образов (идей) и установления их связей. spravochnick.ru
Составление плана. infourok.ru Абзац — это логическое членение текста на микротемы, поэтому легче сначала определить главное в абзаце, а затем в тексте. infourok.ru
Чтение текста с карандашом. infourok.ru В каждом предложении подчёркиваются главные, ключевые слова. infourok.ru Далее ключевые слова прочитываются повторно, и становится понятно содержание текста. infourok.ru
Анализ текста по абзацам. infourok.ru В каждом абзаце подчёркивается наиболее важная мысль. infourok.ru Подчёркнутое перечитывается и сокращается до нескольких предложений или словосочетаний. infourok.ru
Приём «Коллективное письмо». infourok.ru Класс делится на несколько групп, задача каждой группы — написать своеобразный конспект, в котором требуется выразить основную мысль текста. infourok.ru
Примеры полезных ответов Поиска с Алисой на вопросы из разных сфер. Вопросы сгенерированы нейросетью YandexGPT для актуальных тем, которые определяются на базе обобщённых запросов к Поиску с Алисой.