Для развития самостоятельности и познавательной активности учащихся можно использовать различные методы, например:
- Метод дискуссии. 13 Применяется по вопросам, требующим размышлений, чтобы учащиеся могли свободно высказывать своё мнение и внимательно слушать выступающих. 3
- Метод проблемного изложения. 23 Основа метода заключается в создании проблемной ситуации, где учащиеся, выдвигая свои гипотезы, находят пути её решения. 2
- Наглядные методы. 12 Включают демонстрацию картин, схем, рисунков, приборов, опытов и других средств, которые облегчают восприятие и осмысление изучаемого материала. 12
- Практические методы. 12 К ним относятся работа с учебником, упражнения, лабораторные работы, где учащиеся применяют добытые ими знания для решения практических и теоретических проблем. 12
- Самостоятельная работа. 4 Может включать работу с учебной книгой, со справочной литературой, решение и составление задач, учебные упражнения, сочинения и описания, наблюдения и лабораторные работы и другие виды. 4
- Использование игр. 45 Например, сюжетно-ролевых игр, игр-загадок и игр-путешествий, которые приобщают к решению практических задач, способствуют накоплению жизненного опыта, стимулируют активность. 4
- Создание ситуаций, в которой ученик определяет цели своих действий. 4 Такие ситуации повышают уровень притязаний, стимулируют процесс осмысления своей деятельности. 4
- Использование различных инструкций, памяток, схем, образцов рассуждений. 4 Способствует умению осуществлять целеобразование, планировать свою деятельность при овладении новым приёмом получения знаний, стимулирует самостоятельные действия. 4
Выбор методов обучения зависит от многих факторов, в том числе от целей образования, содержания изучаемого предмета, возрастных особенностей учащихся и других. 5