Некоторые методы, которые можно использовать для повышения эффективности самостоятельной деятельности детей в дошкольном учреждении:
- Создание проблемных ситуаций. 1 Педагог может создать ситуацию, которая стимулирует детей к самостоятельному поиску решения. 1 Например, предложить построить мост из конструктора, чтобы «переправиться через реку». 1
- Использование мотивации. 1 Можно поощрять инициативу детей, создавать положительную эмоциональную атмосферу, использовать игровые приёмы для вовлечения детей в деятельность. 1
- Поддержка инициативы. 1 Педагог должен хвалить детей за проявленную самостоятельность, не критиковать за ошибки, а помогать найти пути их исправления. 1
- Организация совместной деятельности. 1 Самостоятельная деятельность не исключает взаимодействия с другими детьми. 1 Совместные игры и проекты помогают развивать коммуникативные навыки. 1
- Творческие мастерские. 1 Дети самостоятельно выбирают материалы и создают поделки, рисунки или аппликации. 1
- Экспериментирование и исследование. 1 Дети самостоятельно проводят простые опыты или исследуют окружающий мир. 1
- Самостоятельное чтение и рассказывание. 1 Дети выбирают книги и самостоятельно их рассматривают или читают (если умеют). 1
- Работа в микросоциумах. 2 Можно организовывать работу детей в парах, тройках, с обязательными элементами самопроверки и взаимопроверки. 2
При отборе приёмов, способствующих развитию детской самостоятельности, педагог должен учитывать возрастные особенности детей. 2