Для оценки динамики развития навыков чтения и письма у детей можно использовать следующие методы:
Для оценки техники чтения: 1
- Использование специально подобранных текстов. 1 Они должны быть доступны ребёнку по объёму и содержанию, но не использоваться в классной обстановке. 1
- Проверка техники чтения. 1 Сначала обследуют технику чтения, затем понимание прочитанного. 1
- Наблюдение за темпом чтения. 1 Это важный компонент техники чтения, показатель его автоматизма. 1
- Фиксирование приёмов чтения, которыми ученик пользуется при чтении слов различной структуры в тексте, а также количества и качества ошибок. 1
Для оценки понимания смысла прочитанного: 1
- пересказ прочитанного рассказа; 1
- ответы на вопросы о прочитанном; 1
- объяснение значения отдельных прочитанных слов и выражений; 1
- соотношение слов с конкретными предметами или их изображениями на картинках; 1
- соотнесение прочитанных фраз с картинками, на которых изображены соответствующие события. 1
Для оценки навыков письма можно использовать, например:
- списывание букв, слов, предложений; 3
- диктанты букв, слов, предложений, текстов; 3
- записи текста, насыщенного оппозиционными фонемами/буквами; 3
- исправление ошибок в деформированном тексте. 3
При проведении обследования важно учитывать индивидуальные особенности ученика (возраст, год обучения, работоспособность, мотивация и т. д.). 1