Некоторые методы, которые можно использовать для объяснения использования мягкого знака на письме:
- Запись под диктовку отдельных слогов с предварительным их проговариванием самим ребёнком. 1 При этом нужно объяснить, что во время произнесения мягкого согласного звука средняя часть спинки языка сразу приподнимается к твёрдому нёбу. 1
- Запись отдельных слов с мягким знаком и без него, а затем и слов с соответствующими гласными, обозначающими мягкость или твёрдость согласных. 1 При этом сохраняется неторопливый темп письма и проводится предварительный анализ каждого слова с точки зрения мягкости или твёрдости содержащихся в нём согласных звуков. 1
- Игра «Наоборот» с использованием мяча или машинки. 23 Взрослый произносит слог с гласным слитно и толкает мяч, а ребёнок должен произнести раздельно, возвращая мяч. 23 В этой игре важно донести до ребёнка, что мягкий знак перед гласными при произнесении даёт небольшую паузу. 2
- Вставка мягкого знака в слова. 2 Например: лодка села на мель, белый мел; длинный шест, цифра шест; зелёная ел , мальчик ел; штрафной удар, друга не удар и т. п.. 2
- Игра «Один-много». 3 Нужно образовать и записать множественное число существительных от единственного, используя мягкий знак: стул — стулья, крыло — крылья, брат — братья, полено — поленья и другие. 3