Для обучения детей построению текстов-рассуждений можно использовать следующие методы:
- Информационно-рецептивные. 1 Чтение художественных произведений с элементами рассуждения, рассказы-объяснения о фактах и явлениях окружающей среды, экскурсии, наблюдения, рассмотрение сюжетных картинок, обследование натуральных предметов. 1
- Репродуктивно-творческие. 1 Перевод прослушанного текста-рассуждения, речевые упражнения по образцу. 1
- Частично-поисковые (эвристические). 1 Беседы обобщающего характера, конструктивные упражнения на развитие синтаксиса рассуждения, отгадывание загадок с обоснованием отгадок, подсказки способов построения рассуждения. 1
- Проблемные. 1 Ситуации сомнения воспитателя, проблемные речевые ситуации, речевые логические задачи. 1
- Творческие. 1 Дидактические языковые игры, самостоятельное построение придаточных предложений причины, рассуждений. 1
Также для обучения можно использовать детское экспериментирование, которое позволяет наглядно проследить зависимости разного рода, установить логические связи, выделить существенные признаки, свойства объектов и явлений для доказательства выдвинутых тезисов, учит делать выводы. 3