Для изучения пространственных и временных понятий у детей младшего возраста можно использовать следующие методы:
Для пространственных понятий можно применять, например:
- Игровые упражнения. nsportal.ru Дети должны отгадать, какое направление указывается флажком (вверх или вниз, в сторону, вперёд или назад). nsportal.ru Также можно использовать игры типа «Найди свой домик» (дети ищут «домики», соответствующие своему узору) или «Парные картинки» (нарисованы одни и те же предметы, но по-разному расположенные в пространстве; надо найти одинаковые картинки). multiurok.ru
- Наблюдения и пояснения размещения предметов относительно друг друга. nsportal.ru Важно знакомить детей с размещением помещений в здании, учить находить дорогу в музыкальный или физкультурный зал. multiurok.ru Также можно проводить «путешествия» по территории дошкольного учреждения, чтобы дети знакомились с размещением физкультурной площадки, огорода, участков группы. multiurok.ru
- Схематическое изображение пространства. nsportal.ru Важно знакомить детей с планом, картой, учить понимать схему, обозначать и менять направление движения в зависимости от словесного или схематического обозначения. nsportal.ru
Для изучения временных понятий можно использовать, например:
- Беседы, рассказы, наблюдения. multiurok.ru Важно обращать внимание детей на характерные признаки временных единиц, на изменения в природе, происходящие при смене временных единиц (чем отличается день от утра, день от вечера; осень от лета). multiurok.ru
- Чтение произведений художественной литературы, где идёт речь о единицах измерения времени (загадки, стишки, сказки и т. д.). multiurok.ru
- Дидактические игры. sch158s.mskobr.ru Например, «Куда пойдешь и что найдешь?» (используются небольшие игрушки, наклейки) или упражнение «Расставь правильно!» (используются наборы геометрических фигур, блоки Дьенеша, игрушки). sch158s.mskobr.ru