Для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР можно использовать следующие методы:
- Использование наглядных пособий. 1 Предметные, сюжетные, парные картинки помогают вызвать интерес к занятиям, способствуют закреплению пройденного и систематизации изучаемого материала. 1
- Упражнения на словоизменение (число, род, падеж). 4 Например, «Посмотри и назови», «Один и два». 4
- Упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных). 4 Например, «У кого кто?». 4
- Составление предложений разной структуры с постепенным усложнением. 4 Например, «Переставь цветок», «Бабочка и грибок». 4
- Пересказ коротких рассказов и сказок. 4 Художественное произведение служит образцом правильной в грамматическом отношении речи. 4
- Игры и упражнения. 45 Например, «Найди лишний предмет», «Назови лишнее слово», «Объясни, чем отличаются предметы» (с использованием картинок). 5
При выборе методов стоит ориентироваться на общедидактические принципы: систематичность и последовательность, доступность, постепенный переход от простого к сложному, учёт объёма и разнообразия материала. 1