Для автоматизации звука на начальном этапе обучения можно использовать следующие методы:
- Игровые приёмы. 13 Например, «Пианино» (поочерёдно нажимать на каждую клавишу и произносить звук), «Звуковая разминка» (подражать предметам, издающим похожий звук), «Машинку кати — звук правильно произноси» (катить по дорожке игрушечную машинку и произносить звук). 1
- Упражнения с различными предметами. 34 Можно использовать песочные часы (проговаривать речевой материал до тех пор, пока не закончится песок), юлу (проговаривать речевой материал, пока крутится волчок), массажный мяч (проговаривание речевого материала сопровождается действиями с массажным мячом). 34
- Приёмы с отвлечением на разные раздражители. 5 Например, «зрительный» (использовать картинки, схемы, предметы, мнемотаблицы, игрушки), «кинестетический» (произносить звук, слоги, слова с закрытыми глазами, концентрируясь на движениях органов артикуляции), «тактильно-мышечный» (использовать ощущения от движений пальцев рук, письмо, моделирование букв, координацию речи с движениями, логоритмику). 5
- Специальные компьютерные игры. 34 Перед использованием таких игр необходима консультация учителя-логопеда. 4
На этапе автоматизации звуков главное — не скорость, а правильность проговаривания звуков. 2