Для оптимизации учебного процесса в группах с разной успеваемостью можно использовать следующие методы:
- Дифференциация заданий. 15 Ученики выполняют задания с учётом успеваемости, уровня развития, интересов и целевой направленности обучения. 5 Например, по уровню творчества, трудности, объёму учебного материала, степени самостоятельности или характеру помощи учащимся. 15
- Групповые формы работы. 5 Можно использовать взаимообучение и взаимоконтроль, работу в парах. 5 Например, сильная группа получает задание для самостоятельной работы, а ученики с невысоким уровнем работают с более простым материалом. 2
- Индивидуализация домашних заданий. 5 Можно варьировать объём, сложность, творческую направленность и сроки выполнения заданий. 5
- Дозированная помощь. 5 Её оказывают на основе изучения причин отставания в учёбе. 5 Например, в виде устной помощи учителя, решения задачи, алгоритма или инструкции. 5
- Дифференцированный контроль. 5 Можно использовать уровневые задания, задания с выбором, индивидуализацию критериев оценки. 5
- Создание благоприятной атмосферы. 2 Важно не акцентировать внимание на различиях в уровне успеваемости, корректно пресекать насмешки. 2
Также для оптимизации учебного процесса в разноуровневых группах можно использовать методы проблемного обучения, активные методы, в том числе учебные дискуссии, игровые методы, методы стимулирования и мотивации интереса к учению, создание ситуаций успеха и другие. 5