Для развития предметно-манипулятивной деятельности у детей можно использовать следующие методы:
- Прямое обучение или подражание примеру взрослых. 2 Дети сначала начинают понимать, для чего нужен предмет, а потом овладевают «техникой» его употребления. 2
- Формирование ориентировки на оценку своих действий взрослым. 2 Ребёнок учится действовать с предметами, ориентируясь на оценку взрослого, проявляющуюся в виде жестов, мимики, речевых высказываний. 2
- Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук. 2 Включает в себя формирование перцептивных действий по обследованию окружающих объектов, обучение захватывать и удерживать предметы в руке, выполнять действия с предметами, ориентируясь на их физические свойства. 2
- Использование игрушек, которые позволяют что-либо с ними делать. 3 Такие игрушки развивают внимание, логику, координацию, мелкую моторику ребёнка. 3
- Сосредоточение интересов ребёнка на предметах. 3 Сначала предлагают игрушки потрогать, пощупать, бросить, потрясти и так далее. 3 Затем постепенно переходят к усложнению манипулятивных действий. 3
Некоторые методы и игры для развития предметно-манипулятивной деятельности у детей:
- «Геометрические фигуры». 5 Цель — развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков, пространственных и математических представлений, мышления, внимания, воображения. 5
- «Сортировка». 5 Например, можно отобрать только самые крупные пуговицы или, напротив, самые маленькие, либо пуговицы определённого цвета. 5
- «Нарисуй и повтори». 5 Задачи — развивать тонкие движения пальцев рук, зрительное восприятие, пространственное расположение, терпение, усидчивость, творческие способности. 5
- «Чудесный мешочек». 5 Цель — формировать умения сопоставлять зрительные и осязательные впечатления, развивать речь. 5