Некоторые методы, которые могут использоваться для анализа отрядной работы:
- Подбор глаголов. 1 Чтобы охарактеризовать деятельность отряда или каждого из ребят в течение дня или в деле, педагог предлагает детям назвать по одной части речи, обозначающей действие, которое отражало бы произошедшее. 1 Затем проводится совместное обсуждение получившегося набора слов. 1
- Фраза или девиз дня. 1 Педагог предлагает ребятам самим составить девиз дня. 1 Предложив свой вариант девиза, каждый должен его обосновать. 1
- Характеристика с помощью антонимов. 1 Педагог заранее продумывает 5–7 пар антонимов, которые с разных сторон характеризуют деятельность отряда в дне (деле), записывает их на листе ватмана или на доске. 1 В коллективном обсуждении ребята определяют, к какому «полюсу» ближе характеристика сегодняшнего дня (дела). 1
- Метод коллизий. 1 Ребёнку предъявляют текст с описанием реальной острой ситуации. 1 Он должен оценить поведение её участников, высказать свою позицию по обсуждаемой проблеме. 1
- Обоснование заданных позиций. 1 Педагог делит отряд на несколько групп, каждой из которых даётся задание обосновать определённую позицию или оценку, не обязательно совпадающую с мнением членов группы. 1 Этот приём помогает ребятам взглянуть на проблему с разных сторон, научиться быть терпимее к разным точкам зрения. 1
- Анкетирование и интервьюирование. 3 При анкетировании педагог получает информацию в письменном виде, при интервьюировании — с помощью устного опроса. 3
Выбор метода зависит от целей и задач анализа отрядной работы.