Некоторые методы, которые могут использоваться для создания проблемных ситуаций в образовательной среде:
- Частично-поисковой, или эвристический. 1 Учитель сам формулирует проблему и путём постановки наводящих вопросов вовлекает учеников в обсуждение. 1 Также он помогает организовать поиск решения поставленной проблемы. 1
- Репродуктивный метод. 1 Уроки строятся по аналогии с образцами. 1 Например, при постановке проблемной ситуации учитель сначала приводит примеры проблемных ситуаций и указывает, как находить противоречия. 1
- Метод проблемного изложения. 1 Главная роль принадлежит учителю: он сам ставит проблему, указывает на противоречие, сам организует поиск решения и доказывает правильность выбранного решения. 1 Ученики при этом играют лишь роль наблюдателей. 1
- Исследовательский метод. 1 Задача учителя сводится лишь к постановке проблемной ситуации. 1 Увидеть противоречие, сформулировать проблему, найти способ её решения — целиком самостоятельная работа учеников. 1
- Проблемная ситуация «с удивлением». 23 Учитель одновременно предлагает противоречивые факты, теории по теме. 1 Также можно предложить вопрос или задание, при решении которого выявляются противоречивые мнения детей. 1
- Проблемная ситуация «с затруднением». 23 Создаётся противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. 2 Например, можно дать практическое задание, не выполнимое вообще, или не сходное с предыдущими. 23
- Побуждающий диалог. 23 Способ, который обнаруживает проблему, вопрос, трудность, то есть помогает формулировать учебную задачу. 3
- Подводящий диалог. 3 Это логически выстроенная цепочка заданий и вопросов, система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока. 3
- «Яркое пятно». 23 Сообщение интригующего материала: сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и другие. 2
- «Актуализация». 23 Обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся. 2