Для развития языковой способности у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) эффективны различные методы логопедии, среди них:
- Использование мнемотаблиц. 2 Это схемы из последовательно расположенных изображений-символов, в которых зашифровано содержание текстов. 2 Благодаря мнемотаблицам ребёнок может воспринимать информацию не только на слух, но и при помощи зрительных образов. 2
- Игровые ситуации. 3 Занятия проводятся небольшими подгруппами (2–3 человека) в форме игр, что помогает постепенно формировать мотивационную основу речи. 3 Используются персонажи кукольного театра, заводные игрушки, теневой театр и другие. 3
- Демонстрация действий. 3 Формирует умение анализировать наглядную ситуацию и выделять из неё предмет и действие. 3 Сначала дети повторяют действия вслед за логопедом, а затем произносят самостоятельно. 3
- Упражнения по выделению заданного слова. 13 Например, логопед называет: машина, собака, кошка, а ребёнок должен поднять флажок, если услышит слово «собака». 13
- Упражнения по различению слов. 1 Например, различение слов, близких по звучанию, но разных по смыслу (уточка — удочка). 1
- Занятия на расширение объёма слуховой памяти. 1 Детям предлагают выполнять двух-трёхступенчатые инструкции, запоминать ряд из 3–4 картинок и так далее. 1
Коррекция речи для детей с ОНР — длительный процесс, который реализуется с учётом возраста детей, условий их обучения и воспитания, уровня развития речи. 1