Некоторые методы логопедической диагностики, которые применяются при обследовании дошкольников:
- Стандартизированные тестовые системы. 2 Они основаны на чётких критериях оценки, что упрощает сравнение результатов с возрастными нормами. 2 Примеры: методика Т. Б. Филичевой, тест Р. И. Лалаевой. 2
- Методы оценки моторных функций. 2 Применяются для проверки артикуляции и мелкой моторики. 2 К ним относятся артикуляционная гимнастика, графические диктанты, конструирование. 2
- Исследование лексикона. 2 Включает проверку пассивного словаря (понимание значений слов), анализ активного запаса (умение применять термины в контексте), выявление пробелов. 2 Для этого используют задания: назвать предмет по описанию, подобрать антонимы, классифицировать картинки. 2
- Оценка грамматических навыков. 2 Выявляется способность строить фразы в соответствии с нормами языка. 2 Например, согласовывать части речи в роде, числе, падеже, образовывать множественное число, уменьшительно-ласкательные формы, конструировать предложения разных типов. 2
- Изучение связного высказывания. 2 Проверяется способность пересказать текст, сохраняя логику и последовательность, умение составить рассказ по серии изображений или на заданную тему. 2
- Наблюдение за общением. 4 Обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать собеседника, понимать, ясно выражать свои мысли. 4
Выбор инструментов для обследования речевых навыков в дошкольном учреждении зависит от возраста, особенностей развития и целей проверки. 2