Некоторые методы критического анализа медиапродукции, которые могут использоваться для развития критического мышления у молодёжи:
- Убеждение в достоверности источника. 2 Нужно выяснить, кто является автором медиаконтента, использует ли он реальное имя или псевдоним, хорошо ли разбирается в освещаемой теме. 2
- Проверка, не встречались ли аналогичные сведения в других новостных сводках. 2 Нередко текст берётся из более ранних сообщений и разбавляется новыми данными. 2
- Оценка, как влияет на человека полученная информация. 2 Если новость вызывает чрезмерно яркое проявление эмоций, это повод задуматься, не пытается ли автор контента оказать воздействие. 2
- Выявление скрытого смысла и возможностей манипулятивного воздействия. 3 Нужно научиться анализировать и интерпретировать медиатексты с целью разграничения ложных и подлинных смыслов и ценностей. 3
- Выявление авторской идеи. 3 Необходимо сопоставить её с собственным представлением о тех или иных фактах и явлениях. 3
- Сопоставление своего жизненного опыта с жизненным опытом персонажей медиатекстов. 1
- Эстетический анализ. 1 Нужно рассмотреть художественную концепцию произведений медиакультуры разных видов и жанров. 1
- Герменевтический анализ. 1 Предполагает исследование процесса интерпретации медиатекста, культурных, исторических факторов, влияющих на точку зрения агентства/автора медиатекста и на точку зрения аудитории. 1