Некоторые методы коллективного планирования, которые используются в современной педагогике:
- «Выбор». 1 Коллектив делится на микрогруппы, педагог раздаёт карточки с возможными делами. 1 Из этого списка дети должны выбрать два-три дела, которые им больше нравятся. 1
- «Разведка интересных дел». 15 Микрогруппы получают задание «разведать», какие интересные дела можно провести в коллективе. 1 Для этого нужно «обнаружить», «захватить» и «доставить» к установленному сроку интересные идеи для плана. 1
- «Развивающаяся кооперация». 5 Первоначальный список дел составляется индивидуально, затем индивидуальные результаты объединяются и корректируются в парной работе, потом парные продукты анализируются и отбираются в «четвёрках», затем, если требуется, проводится аналогичная работа в «восьмёрках». 5 В итоге появляется общий список предложений, идей, который экспертами или каким-то другим способом доводится до решения. 5
- «Мозговой штурм». 5 Коллектив школьников разбивается на микрогруппы, задача каждой из них — за определённый промежуток времени (он должен быть коротким) предложить как можно больше коллективных творческих дел. 5
- «Стартовая беседа». 5 Педагог показывает школьникам привлекательность предстоящего дела или ставит проблему, для решения которой нужно провести определённое дело. 5 Идёт коллективное обсуждение по вопросам: что будем проводить, зачем, для кого, когда, с кем вместе, кто будет участвовать, кому быть организатором. 5