Некоторые методы исследования, которые применяются для изучения профессиональной идентичности:
- Беседа и интервью. 1 В ходе беседы специалист задаёт вопросы, направленные на раскрытие профессиональных интересов, представлений о себе как специалисте, карьерных планов. 1
- Контент-анализ автобиографий. 1 Респонденту предлагают описать свой жизненный и профессиональный путь. 1 Это позволяет оценить осознанность профессионального выбора, выявить этапы кризисов и их преодоления, проследить динамику профессионального самоопределения и определить ценности, которые человек ассоциирует с профессиональной деятельностью. 1
- Контент-анализ продуктов деятельности. 1 Метод помогает оценить, насколько человек идентифицирует себя с профессией, выявить сильные и слабые стороны профессионального развития, проследить профессиональный стиль и степень включённости в деятельность. 1
- Социометрический метод. 1 Он помогает оценить, как индивид воспринимается в профессиональной группе, его статус, уровень принятия и степень интеграции. 1
- Ассоциативные методики. 1 Метод основан на предположении, что свободные ассоциации человека отражают его внутренние установки, ценности и идентичность. 1 Содержание ответов классифицируется по их эмоциональной окраске, профессиональной направленности и тематической близости. 1
- Анкетирование и опрос. 1 Позволяют получить структурированную информацию о степени сформированности профессиональной идентичности, её компонентах, а также выявить возможные кризисы и сложности, связанные с профессиональным самоопределением. 1
- Лонгитюдные исследования. 2 Исследователи следят за участниками с раннего этапа карьеры до более поздних стадий, фиксируя изменения в их стремлениях, мотивах и опыте. 2