В современной педагогике применяются различные методы исследования, которые можно разделить на две группы: теоретические и эмпирические (практические). dzen.ru spravochnick.ru
Теоретические методы направлены на уточнение, расширение и систематизацию научных фактов, с целью объяснения и предсказания педагогических явлений. spravochnick.ru Некоторые из них:
- Анализ — умственное разложение целого исследуемого на составные части, выделение характерных признаков каждой части. spravochnick.ru
- Синтез — мысленное соединение свойств и признаков явления в единое целое. spravochnick.ru
- Сравнение — определение и установление сходства или различия между исследуемыми явлениями. spravochnick.ru
- Абстрагирование — отвлечение определённого свойства или признака исследуемого предмета от его иных признаков, связей и свойств. spravochnick.ru
- Конкретизация — противоположная абстрагированию операция, направлена на мысленное воссоздание исследуемого предмета на основании выделенных ранее абстракций. spravochnick.ru
- Обобщение — выделение общих черт и признаков в исследуемых процессах и явлениях. spravochnick.ru
- Моделирование — построение моделей, с целью изучения их реальных явлений и процессов. spravochnick.ru
- Индукция и дедукция — логические методы обобщения полученных эмпирическим путём данных. spravochnick.ru
Эмпирические методы направлены на получение информации и материалов посредством организации практической деятельности. spravochnick.ru Некоторые из них:
- Методы сбора и накопления информации (данных) — анкетирование, беседа, тестирование, наблюдение, интервью, изучение продуктов деятельности детей, изучение педагогической документации и т. п.. spravochnick.ru
- Методы по контролю и измерению собранной информации (данных) — шкалирование, тесты, ранжирование, срезы и т. п.. spravochnick.ru
- Методы по обработке полученных данных с целью представления их в виде конечного результата — статистические, математические, табличные, графические и т. п.. spravochnick.ru
- Методы оценивания полученных результатов исследования — рейтинг, консилиум, самооценка и т. п.. spravochnick.ru
- Методы по оформлению и внедрению полученных результатов исследования в педагогическую практику — тезисы, методические пособия и рекомендации, опытное обучение и т. п.. spravochnick.ru
В педагогике также используются методы из смежных наук (философии, социологии, психологии, математике и т. д.). spravochnick.ru