В возрастной педагогике для работы с детьми разных возрастных групп используются различные методы, среди них:
- Наглядные методы. 2 Используют наглядные пособия для ознакомления детей с окружающим миром, развития их восприятия, внимания, памяти, воображения и речи. 2 К ним относятся метод иллюстраций (демонстрация плакатов, таблиц, картинок, карт) и метод демонстраций (показ приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов). 2
- Словесные методы. 2 Формируют у детей речевые умения, логическое мышление, познавательный интерес, моральные представления и чувства. 2 К ним относится рассказ педагога, в котором он передаёт детям информацию, знания, идеи, взгляды, оценки, эмоции посредством словесной речи. 2
- Игровые методы. 2 Дети учатся и закрепляют знания, умения, навыки, принципы, правила, законы и т. д. в форме игры, с использованием игровых материалов, оборудования, ситуаций, ролей и т. д.. 2
- Практические методы. 2 Основаны на организации и проведении различных видов деятельности детей, в ходе которых они приобретают опыт поведения, навыки, умения, способности, интересы, склонности, привычки. 2 К ним относятся приучение, упражнение, тренировка, обучение, игра, творчество, труд, эксперимент, исследование, наблюдение, моделирование, проект, экскурсия, праздник, спорт, хобби и другие. 2
- Воспитание ситуацией. 2 Основано на создании и использовании определённых условий, обстановки, обстоятельств, в которых дети находятся и действуют. 2 К ним относятся пример, подражание, соревнование, сотрудничество, сопереживание, сопротивление, стимулирование, поощрение, наказание, ограничение, запрет, разрешение, угроза, вызов, проблема, конфликт, кризис и другие. 2
Выбор и сочетание методов и приёмов обучения зависит от содержания учебного материала, возрастных особенностей детей, формы организации обучения, оснащённости педагогического процесса и личности воспитателя. 34