Некоторые методы, которые используются в воспитании дошкольников:
- Формирование сознания личности. 1 Включает пояснение, беседу или рассказ, направленные на получение знаний об окружающем мире, о природе и обществе, правилах поведения. 1
- Организация деятельности, общения, поведения. 1 Посредством специальных упражнений, создания ситуаций, спортивных и логических игр со сверстниками, познавательных речевых и арифметических конкурсов ребёнок познаёт действительность в процессе разной деятельности. 1
- Стимулирование и мотивация деятельности и поведения. 1 Предполагают применение к воспитанникам поощрений (положительной оценки поведения детей), наказаний (осуждения плохого поступка или отрицательного отношения) и соревнований (состязание на выявление лучшего результата уже имеющихся навыков). 1
- Контроль и самооценка. 1 Проведение бесед, опросов, тестов и создание специальных ситуаций для выявление степени воспитанности. 1
Также выделяют наглядные, практические, игровые и словесные методы воспитания дошкольников: 12
- Наглядные методики включают в себя наблюдение (навык всмотреться в явление окружающего мира, заметить изменения, дополнения, выявить причину и сделать верный вывод) и демонстрацию (наглядное представление как знакомых, так и ещё неизвестных предметов). 1
- Практические методики подразумевают выполнение упражнений (неоднократное повторение мыслительных или практических действий для лучшего усвоения), проведения опытов (исследования для приобретения знаний) и моделирования (карта, план, пособие). 1
- Посредством игровых методик создаются воображаемые ситуации (например, игра в рынок для изучения видов овощей), также воспитатели приглашают детей к участию в дидактических играх (для лучшего усвоения знаний). 1
- Словесные методики — это беседа, рассказ и чтение художественной литературы (подходят для изучения и запоминания информации, развития воображения и памяти). 1