Некоторые методы, которые используются при подготовке студентов к написанию экзаменационного сочинения:
- Практика на реальных текстах. 4 Студенты работают с материалами из открытого банка ФИПИ, разбирают разные жанры: художественные произведения, публицистику, научно-популярные тексты. 4 Сравнивают свои работы с образцовыми примерами, отмечая сильные и слабые стороны. 4
- Использование черновика. 14 В нём делают наброски, составляя «скелет» сочинения. 1 Сюда записывают схемы, проблемные вопросы, выделяют микротемы. 1
- Детальный анализ текста. 1 Во время чтения отмечают фразы и формулировки, которые могут пригодиться в определении проблемы, описании позиции автора. 1
- Использование клише. 12 Это речевые шаблоны, которые помогают начать абзац и логично перейти от мысли к мысли. 2
- Сохранение тематической фокусировки. 4 Студенты регулярно сверяются с исходным текстом, чтобы не отклоняться от основной проблемы. 4
- Рациональное распределение времени. 4 Придерживаются чёткого тайминга: 10 минут на анализ текста, 5 минут на составление плана, 50 минут на написание чистового варианта, 5 минут на проверку. 4
- Изучение критериев оценивания и методических рекомендаций. 2 Это помогает понять, чего именно ждут эксперты. 2
- Развитие межпредметных связей. 3 Учитель может привлекать материалы по истории, философии, культурологии для более глубокого понимания текста. 3
- Тематические обсуждения и дебаты. 3 Проведение дискуссий на сложные темы помогает школьникам формулировать свои мысли, обосновывать позицию и находить различные подходы к анализу произведения. 3