Для восприятия концептуальной и подтекстовой информации используются разные методы.
Для работы с концептуальной информацией применяют, например, концептуальный анализ. 6 Он предполагает рассмотрение концепции на более простые элементы, выделение, анализ и представление различных аспектов концепции. 6 Также для работы с концептуальной информацией используют формы работы, направленные на диалог с текстом, например «скрытый вопрос». 8
Для восприятия подтекстовой информации применяют, в частности, следующие методы:
- Постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. 15 Вопросы стимулируют движение мысли в сторону поиска ответов, читатель начинает осознавать, на какой вопрос он готов, а на какой не готов ответить. 1
- Соединение вербально выраженной текстовой информации и экстралингвистических знаний, использование социокультурного комментария. 1
- Построение высказываний, антонимичных данному, для выявления скрытых компонентов смысла. 1
- Восприятие текста как эстетического целого. 9 При этом читатель может по-своему интерпретировать текст, приписывая ему собственные субъективные смыслы. 9
- Использование авторских подсказок, которые помогают обнаружить в тексте детали: особые слова, определённый порядок слов, особую интонацию. 3