Для развития языковой и неязыковой коммуникации у детей с нарушениями слуха используют разные методы, среди них:
Для развития языковой коммуникации применяют, например:
- Создание слухо-речевой среды. nsportal.ru Предполагает постоянное мотивированное общение с ребёнком, независимо от его возможностей восприятия речи и уровня речевого развития. nsportal.ru
- Коллективные формы обучения. nsportal.ru Например, работа парами или под руководством «маленького учителя». nsportal.ru Такие формы активизируют речевую, мыслительную и коммуникативную деятельность в естественных и специально мотивированных ситуациях общения. nsportal.ru
- Предметно-практическая деятельность. nsportal.ru Например, лепка, рисование, конструирование. nsportal.ru Такое занятие обеспечивает непроизвольное запоминание речевого материала, что развивает память. nsportal.ru
- Сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры. nsportal.ru В ходе таких игр создаются благоприятные условия для развития и активизации речевого общения. nsportal.ru
- Использование компьютерных программ. nsportal.ru С их помощью создаётся особая личностная форма общения, формируется положительная мотивация учения. nsportal.ru
Для развития неязыковой коммуникации используют, например:
- Использование жестового языка. cyberleninka.ru Это инструмент невербального общения для глухих детей. cyberleninka.ru Жестовый язык помогает ребёнку понять и использовать знаки, обозначающие предметы, действия и эмоции. cyberleninka.ru
- Театральные и игровые методики. cyberleninka.ru В процессе ролевых игр и театрализованных действий дети учат свои тела быть выразительными, активируют мимику, жесты, движения, соответствующие определённым эмоциям и ситуациям. cyberleninka.ru
- Использование мультимедийных технологий. cyberleninka.ru Видеоуроки, анимационные фильмы с жестами и мимикой, интерактивные игры могут значительно ускорить процесс освоения невербальных средств общения. cyberleninka.ru
- Методика «Тактильного общения». cyberleninka.ru Подразумевает использование ощущений через прикосновения. cyberleninka.ru Такой подход помогает создать связь с окружающими и позволяет детям с нарушениями слуха воспринимать мир через тактильные сигналы. cyberleninka.ru