Для развития языковой и неязыковой коммуникации у детей с нарушениями слуха используют разные методы, среди них:
Для развития языковой коммуникации применяют, например:
- Создание слухо-речевой среды. 3 Предполагает постоянное мотивированное общение с ребёнком, независимо от его возможностей восприятия речи и уровня речевого развития. 3
- Коллективные формы обучения. 3 Например, работа парами или под руководством «маленького учителя». 3 Такие формы активизируют речевую, мыслительную и коммуникативную деятельность в естественных и специально мотивированных ситуациях общения. 3
- Предметно-практическая деятельность. 3 Например, лепка, рисование, конструирование. 3 Такое занятие обеспечивает непроизвольное запоминание речевого материала, что развивает память. 3
- Сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры. 3 В ходе таких игр создаются благоприятные условия для развития и активизации речевого общения. 3
- Использование компьютерных программ. 3 С их помощью создаётся особая личностная форма общения, формируется положительная мотивация учения. 3
Для развития неязыковой коммуникации используют, например:
- Использование жестового языка. 1 Это инструмент невербального общения для глухих детей. 1 Жестовый язык помогает ребёнку понять и использовать знаки, обозначающие предметы, действия и эмоции. 1
- Театральные и игровые методики. 1 В процессе ролевых игр и театрализованных действий дети учат свои тела быть выразительными, активируют мимику, жесты, движения, соответствующие определённым эмоциям и ситуациям. 1
- Использование мультимедийных технологий. 1 Видеоуроки, анимационные фильмы с жестами и мимикой, интерактивные игры могут значительно ускорить процесс освоения невербальных средств общения. 1
- Методика «Тактильного общения». 1 Подразумевает использование ощущений через прикосновения. 1 Такой подход помогает создать связь с окружающими и позволяет детям с нарушениями слуха воспринимать мир через тактильные сигналы. 1