Некоторые методы, которые используются для развития языкового чутья у школьников при работе с однокоренными словами:
- Этимологический анализ. urok.1sept.ru Позволяет привить интерес к урокам русского языка, расширить кругозор учеников, сделать запоминание более лёгким. urok.1sept.ru Школьники учатся членить слова на морфемы как в современном, так и в историческом плане. urok.1sept.ru
- Словесный конструктор. e-koncept.ru Конструируя слова, школьники наблюдают за тем, какие части делают слова похожими по значению, а какие — разными. e-koncept.ru Внимание к значению морфем развивает языковое чутье, основанное на понимании «внутренней формы слова». e-koncept.ru
- Сопоставление однокоренных слов и синонимов. infourok.ru Например: отвага, отважный, храбрость. infourok.ru Ученики должны доказать, какие из слов являются однокоренными, и обосновать свой ответ. infourok.ru
- Противопоставление однокоренных слов и слов, имеющих корни-омонимы. infourok.ru Например: море — моряк — морской, но море — морить. infourok.ru Ученики должны доказать, какие из слов являются однокоренными, и обосновать свой ответ. infourok.ru
- Работа по исключению «лишнего» слова. nsportal.ru Ученики читают слова, записанные на доске, выделяют главное ключевое слово, составляют с ним предложения. nsportal.ru При повторном чтении этих же слов они должны найти слово, не подходящее по смыслу ко всем остальным словам, а потому не родственное им. nsportal.ru
- Группировка родственных слов. nsportal.ru Ученики разделяют по смыслу каждую из представленных групп слов на две разные родственные семьи. nsportal.ru
Разнообразие приёмов, наглядность, игровые моменты, занимательный материал, систематичность в работе способствуют развитию у учащихся словесно-логического мышления, навыков грамотного письма. nsportal.ru