Для развития связной речи у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) используют наглядные, словесные и практические методы. 1
Словесные приёмы: 13
- Речевой образец. 13 Предварительно продуманная речевая деятельность педагога, которую дети могут копировать. 3 Образец должен быть доступным по содержанию и форме, выговариваться внятно, чётко, громко и медленно. 13
- Повторение. 13 Многократное повторение одного и того же звука, слова, фразы с целью их запоминания. 1
- Объяснение. 13 Пояснение сути определённых явлений или способов действий. 13 Применяется для разъяснения правил и действий в играх, в процессе наблюдения, обследования предметов. 1
- Указания. 13 Разъяснение детям способа действия для достижения определённого результата. 3
Наглядные методы: 1
- Рассматривание картин. 1 Помогает детям называть предметы, их признаки, производимые с ними действия. 1
- Экскурсии. 1 В основе экскурсии лежит наглядность и обязательно словесное сопровождение. 1
- Описание иллюстраций. 1 Предполагает рассматривание, понимание изображения и обдуманный текст ребёнка. 1
- Показ действий. 1 Один из главных приёмов в работе с дошкольниками с ЗПР, педагог показывает детям, как выполнять задание на своём личном примере. 1
Практические методы: 1
- Упражнения. 1 К ним относятся дидактические игры, театрализованные игры, сюжетно-ролевые. 1 В игре дети учатся излагать свои мысли связно, развивают навыки разговорной и образной речи. 1
- Работа с загадками, сказками. 2 Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов. 2
Развитие связной речи у детей с ЗПР требует использования различных методик и подходов, учитывающих индивидуальные особенности каждого ребёнка. 3