Для развития способности студентов к целеполаганию используют, например, такие методы:
- Групповая дискуссия. 1 Помогает вывести из внутреннего плана во внешний значимые трудности в плане целеполагания, неэффективные методы работы, неконструктивные элементы и модели поведения. 1
- Составление ценностной структуры личности. 1 Позволяет узнать личную иерархию ценностей, механизм выбора, возможность сознательно пересмотреть свою ценностную структуру. 1
- Арт-методы. 1 Применяются для целостного восприятия жизненных перспектив, визуального представления. 1 Например, используются рисуночные техники, коллаж. 1
- Упражнения, ориентированные на планирование, принятие решений, составление личных проектов. 13 В процессе таких упражнений студенты вырабатывают средства для эффективного достижения целей. 1
- Упражнения, ориентированные на анализ своих достоинств, сильных сторон, на развитие уверенности. 13
- Метод «Интервью с самим собой». 1 Применяется на заключительном этапе тренинга, способствует гармоничному завершению тренинга, саморазвитию, глубокой саморефлексии, осмыслению внешних событий тренинга и внутренних процессов, анализу мыслей, чувств, действий. 1
- Метод структурных расстановок. 3 Позволяет наглядно расставить цели в пространстве. 3
Также для развития целеполагания используют методы смыслового видения, гипотетического прогнозирования, эксперимента, совместного проектирования и моделирования деятельности целеполагания и другие. 5