Для развития критического мышления в разных странах мира используются различные методы, например:
- Методика «Философия для детей» (P4C), разработанная профессором университета Монклер (США) Мэтью Липманом. 1 Программа получила распространение более чем в 80 странах мира. 1
- Метод проблемного обучения (problem-based learning, PBL). 1 Обучение начинается с постановки проблемы, а не с изложения готовых знаний. 1 Проблемы имеют междисциплинарный характер и связаны с реальным миром. 1
- Проектная деятельность. 1 Проекты могут быть реализованы как в индивидуальной, так и в групповой форме. 1 Групповые проекты дополнительно развивают навыки сотрудничества, умение учитывать различные точки зрения и достигать консенсуса. 1
- Использование разнообразных учебных материалов. 1 Это могут быть тексты разных жанров и стилей, источники, представляющие разные позиции по одному вопросу, материалы различной сложности, требующие разных стратегий анализа, мультимедийные ресурсы (видео, аудио, инфографика). 1
- Предоставление конструктивной обратной связи. 1 Качественная обратная связь от учителя помогает ученикам осознать свои мыслительные процессы и развивать метакогнитивные навыки. 1
- Метод «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно. 4 Этот метод предлагает использовать шесть цветных шляп для символизации шести разных типов мышления. 4
- Метод «Socratic questioning» или «сократический диалог». 4 Этот метод предлагает задавать разные типы вопросов для исследования и проверки утверждений, аргументов или выводов. 4